Панк Владимир Владимирович

Дата выхода статьи: 18 апреля 2005 г.
Автор: КОНСТАНТИН БАКАНОВ
Источник: www.newizv.ru

Юбилей гибели Маяковского музыканты объявили началом новой революции

Семидесятипятилетие со дня смерти пролетарского поэта Владимира Маяковского стало событием скорее музыкальным, чем литературным. В Питере и Москве с разницей в один день прошел фестиваль под названием «Живой Маяковский». Представители отечественного андеграунда положили стихи поэта на собственную музыку, а заодно и порассуждали со сцены о революционной ситуации в российской поэзии и музыке.

Перепеть Маяковского решили не впервые. До этого представители самых разных музыкальных жанров это сделать пытались – и Георгий Свиридов, и Александр Градский, и «Песняры». Самый скандальный современный режиссер Владимир Епифанцев сотворил театрально-музыкальный спектакль по Маяковскому. Но то были скорее представители «официальной культуры». Теперь же за Маяковского взялись лидеры нашей контркультуры (надо думать, поэту-революционеру она была бы ближе и понятнее).

Идея «Живого Маяковского» одновременно пришла в голову энтузиастам и в Москве, и в Питере. В столице – группе людей, которые намерены создать новую радиостанцию с «живым» звуком. В Петербурге – заслуженному рок-н-ролльщику, самому известному представителю подпольной звукозаписи 80-х Андрею Тропилло, тому самому, благодаря которому ленинградский рок – от Виктора Цоя до Бориса Гребенщикова – услышала вся страна.

На фестивале «Живой Маяковский» Владимира Владимировича решили разыграть в стиле рэп. Во всяком случае, много композиций было написано именно в этом жанре. Однако рэп в данном случае – удел не самых талантливых музыкантов: не надо быть семи пядей во лбу, чтобы эпатажного Маяковского прочитать речитативом. Более профессиональные музыканты подобрали стихотворения, которые максимально гармонично ложатся под их стиль. Уральская группа «Сансара» таким образом поработала с «Письмом Татьяне Яковлевой», «Разные люди» – с «Военно-морской любовью», а «Запрещенные барабанщики» – с отрывком из поэмы «Любить».

[%2705%]Классического рока из Маяковского получилось также немало. Причина не в поэте, а в том, что для большинства участников рок – родная стихия. Впрочем, лучшие представители рискнули все же поэкспериментировать. Красиво получилась поэма «Про это» у питерской команды «Ч.Ч.», которая не пожалела времени на аранжировку, а столичные «Зерна» смогли «отработать» «Мелкую философию на глубоких местах» Маяковского сразу в двух жанрах: куплеты в рэгги, а припев в хард-роке. Впрочем, попадались на вечере и романсы, и авторская песня.

Выйдя на сцену, вдохновитель проекта Андрей Тропилло заявил: «Маяковский – поэт революции. Первый русский панк, который был застрелен по указанию Сталина. Когда вы послушаете эти песни, почувствуете, как пахнет порохом. Мы тоже живем в революционной ситуации, при временном правительстве». Опешившим от подобного рода откровений представителям московского оргкомитета, мечтающим получить радиочастоту, пришлось сначала откреститься от политических лозунгов, а потом, с подачи кого-то из участников вечера, сообщить, что если и делать революцию, то музыкальную. Дескать, не знаем насчет правительства, но с опопсевшим MTV бороться надо.

Все революционные порывы закончились полным провалом. Выяснилось, что бас-гитариста «Запрещенных барабанщиков», ненадолго покинувшего площадку, поймали гаишники и не хотят отпускать. Пока тот с ними разбирался, остальным музыкантам пришлось развлекать публику разнообразными экспромтами.