За миллион долларов мечту уже не осуществишь

Дата выхода статьи: 18/07/2007, Интервью 16:52
Автор: Беседовала Юлия Болдырева
Источник: ИА «Росбалт-Юг» http://www.rosbaltsouth.ru/2007/07/18/315980.html

Пивторыпавло: За миллион долларов мечту уже не осуществишь




Будучи на отдыхе в Ростове-на-Дону вместе с сыном Степой, о своем видении нынешней музыкальной жизни «джазовой столицы юга», о путях, по которым может пойти ростовский джаз в ближайшем будущем, о тот, можно ли научить молодых людей искусству, о городах для отдыха и городах для работы корреспонденту ИА «Росбалт-Юг» рассказал известный джазовый ударник, лидер группы «Запрещенные Барабанщики», уроженец Ростова Виктор Пивторыпавло.

- Виктор, как Вы расцениваете нынешний джаз по-ростовски? Что вызывает у Вас опасения, а что, наоборот, надежды?

- Я не вижу поводов надеяться на что-то лучшее, чем есть сейчас. Я немного был поражен, когда приезжал на джазовый фестиваль в Ростов в прошлом году. Я увидел оркестр ростовской детской музыкальной школы и слегка испугался самой системе обучения молодых людей музыке. Система немного пошла, мне кажется, не в ту сторону. (Степа, давай, ешь абрикосы). Мне кажется, детей все-таки надо по-другому учить музыке, вообще любому искусству. Не так, как делается это сейчас у нас в Ростове. Дети изначально импульсивные, открытые люди, а их немного начинают забивать канонами, какими-то постулатами, и дети зажимаются. Я увидел, как хорошо играет этот детский джазовый оркестр, довольно слаженно, но совершенно без каких-то эмоций. Без того, что детям вообще присуще изначально: без какого-то азарта, без открытого чувства. И мне кажется, надо здесь что-то ломать и рушить, должна произойти какая-то революция в этом деле. Должен прийти какой-то человек, такой как Ким Назаретов в свое время, прийти и всю эту систему немного покрутить, поломать. А иначе мы будем иметь в Ростове кучу похожих друг на друга коллективов, играющих одинаковую музыку одинаково хорошо. В Ростове всегда были музыканты, и будут они – это несомненно... Я сейчас говорю о другом: о том, что какая-то мысль, какая-то идея, молния какая-то должна исходить из личности. Должна быть, в первую очередь, личность, а воспитание личности – это не совсем то, что сейчас делается в учебных заведениях. Но, тем не менее, нет повода для особенного пессимизма, потому что найдется, обязательно найдется человек или группа людей, которые это все поломают, сделают по-своему, а за ними пойдут другие люди. Взглядом со стороны, хоть и не очень осведомленным, я присматриваюсь к тому, что происходит, и мне кажется, что сейчас некий период застоя в ростовском джазе имеет место быть. Как долго он продлится, я не знаю.

- Какие методы музыкального воспитания, по-вашему, нужно применять, чтобы избежать этого застоя, стагнации, ухода в академизм?

- Я думаю, что именно муштра и академические методы порождают противодействие со стороны молодых музыкантов. Одно из другого вытекает. И в какой-то момент надоест людям разучивать по нотам и записям импровизации других исполнителей. Тогда они будут делать все иначе, как в свое время делали это мы. Ведь наше образование тоже было не супер-новаторским, мы точно так же занимались по тому, что нам подсовывали преподаватели, каким-то нотам и пластинкам. Мы занимались этим на начальном этапе. А потом, как правило, это все надоедает, у тебя внутри просыпается чувство протеста, и ты начинаешь делать все с точностью до наоборот. Специально, намеренно. Из этого иногда что-то получается, иногда не получается ничего. Опять же говорю, что это зависит от личности, конкретного человека.

- Сейчас в Ростовском джазе существуют два известных параллельных течения. Оба проводят джазовые фестивали, оба – по своим принципам и канонам. Необходимо ли искать какую-то «золотую» середину, приводить их идеи к общему знаменателю, чтобы получить нечто по-настоящему интересное для слушателей и музыкантов? И на каком джазовом фестивале лично Вам интереснее всего было бы выступить?

- Мне хотелось бы, чтобы на фестивале появлялись совершенно разные музыканты, разные люди. Может быть, настолько разные, что противные друг другу. Пусть даже так, это лучше, чем когда собирается на сцене кучка друзей, которые уже 100 лет играют одно и то же и успели надоесть друг другу и окружающим. Интересно, когда на фестивале ты можешь пообщаться с человеком другой школы, из Германии и Америки, и даже пусть из бывшего Советского Союза, с теми людьми, которых ты никогда не слышал. Хочется, чтобы больше было откровений каких-то, новых, свежих впечатлений. Меня, на самом деле, поразил тот факт, что, оказывается, в Ростове-на-Дону нынче музыкальная среда разделилась на два каких-то противоборствующих лагеря, проводящих разные фестивали и по-разному себя рекламирующих. Что тут делить, я не понимаю. Музыка как раз призвана объединять, вроде бы, людей, а здесь возникли два непримиримых лагеря.

- Ранее мы с Вами заговорили о музыкальном воспитании детей. Насколько я знаю, Степа, сидящий рядом с нами, отнюдь не один в семье.

- У него еще есть две сестрички постарше, которые вечно дерутся между собой.

- А Вы предпринимаете какие-то меры к музыкальному образованию детей или не считаете нужным неволить их?

- У меня принцип воспитания очень простой: я ни в коем случае не вмешиваюсь в их личную жизнь до тех пор, пока меня лично не коснулось это. Пока в мою среду они не вторгаются. А вообще воспитание держится на личном примере. Нельзя научить человека вообще никакому искусству. Если он сам того не хочет, его никто научить не может. Точно так же с живописью, актерским мастерством и любым другим искусством. Если человек какие-то таланты и желания начинает проявлять – вот тогда помощь нужна. Я пока не вижу большого стремления у моих детей научиться музыке или другому искусству. Я, конечно, пытаюсь им подсовывать какую-то музыку ненавязчиво. У старших детей уже сформировался вкус, хороший или плохой – не мне судить. Мне многое не нравится из того, что они слушают, чему пытаются подражать. Но они молодые, они ищут. Это их право, и я ни в коем случае ничего не запрещаю. Опять же если это не вторгается в мою зону. Вот, например, мы садимся в автомобиль, они ставят в магнитофон свою пластинку с молодежным панком, и начинает этот панк греметь на весь автомобиль. Я, естественно, пластинку отключаю и говорю: «В плеер. Одевайте и слушайте». Но не в автомобиле. Вот так.

- Банально спрашивать о творческих планах, но все же. Связаны ли у Вас с Ростовом какие-то проекты?

- Нет, никаких рабочих проектов пока не намечается. Для меня сейчас Ростов – это город-курорт. Вот я сюда и приезжаю отдыхать, встречаться с друзьями, как-то расслабляться. Мне нравится Ростов именно в таком виде. А работать здесь, что-то делать мне не хочется. Я привык работать в Москве, все-таки там работается лучше. В Ростове хорошо сейшенить, хорошо что-то придумывать, но когда разговор касается дела, люди начинают исчезать, теряться куда-то, их сложно найти, они отключают мобильные телефоны. Почему-то такое отношение к работе тут. Как можно работать на юге – вообще не понимаю.

- А как же студенческие поездки на Черноморское побережье, поиграть «За крышу и за кашу?»

- Конечно, раньше ездили, играли на курортах, получали за это смешное вознаграждение и хороший отдых. Но дело в том, что я вообще не воспринимаю музицирование, игру на музыкальном инструменте как работу. Работа для меня – это записи в студии, продюсирование. И для работы существует только один город. Это Москва. А Ростов – это город для отдыха. Я вообще мечтаю иметь домов этак пять по всему миру: один в Индии, другой – в Китае, и так далее. Чтобы приезжать туда по настроению, отдыхать. Сейчас это вполне осуществимо, в общем-то.

- Был бы тот самый «миллион долларов США»…

- Нет, миллиона, конечно, уже не хватит. Все дорожает, и мечты становятся дороже.

Беседовала Юлия Болдырева, ИА «Росбалт-Юг»